Мелодрама под названием «Таблица Менделеева» или как играючи запомнить эту таблицу за 2 часа

Категория: Тренировка памяти

Кошмары родителей

Начинается новый учебный год и новые заботы у учеников.
Есть среди вас те, кого все лето родители пытались заставить выучить таблицу умножения или алфавит?
Кто в последние дни августа судорожно читает книги из списка и пишет отзывы в читательский дневник?
Кто просидел почти все лето с репетирами?
А может быть есть и те, кому никак не удается выучить таблицу Менделеева?

В этом году у меня начинается химия. Мама с ужасом рассказывает мне о своих попытках запомнить элементы, о своих кошмарах накануне школьных контрольных по химии, имя учительницы она до сих пор произносит с волнением в голосе:) Меня такая перспектива вовсе не радует!
Чтобы сохранить свои (и мамины) нервы, да и время, я решил разобраться с таблицей Менделеева заранее. Возможно, кому-то пригодится мой опыт.

4.jpg

Уснул и вдруг… готово

Байку о том, что Дмитрий Менделеев придумал свою таблицу во сне, слышали, наверное, многие. Эту версию распространил в свое профессор Александр Иностранцев, желая позабавить своих студентов. Ну кому из учеников не понравится мысль о том, что для гениального открытия нужно всего лишь крепко уснуть?!

Сам Менделеев к этой истории относился с иронией. О своей таблице он говорил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы говорите: сидел и вдруг… готово».

1.jpg

Итак, засучили рукава

Рассмотрите внимательно таблицу:
- сколько строчек,
- сколько столбцов,
- сколько всего ячеек,
- что написано в каждой ячейке,
- обратите внимание на цвет.
Даже, если вы, как и я не понимаете, почему цвет разный и почему нумерация ячеек идет не так, как мы привыкли, не отчаивайтесь. Все это вам расскажет потом на уроке учитель. Наша задача сейчас - запомнить эту таблицу.

Что за абракадабра в каждой ячейке?

- порядковый номер (37),
- название элемента (рубидий),
- символ элемента (Rb),
- относительная атомная масса (85,468),
- распределение электронов по слоям (181882).

Стало немного страшно… Что из этого нужно запоминать?

Для начала можно запомнить все элементы (названия) и их символы (обозначение) (1). Этого уже хватит, чтобы поразить не только маму, но и учителя химии. Ну а если хотите больше – запомните еще номер ячейки (2) и атомную массу (3).

6.jpg

Трюки мнемотехники

Если с обозначением элемента все кажется просто, то с остальным стало понятно, что без специальных приемов запоминания мне не справиться.

Первый трюк – Химический триллер


1. Придумать ассоциацию – образ к каждому элементу.
Секрет: ассоциация может быть по звучанию (постарайтесь сохранить начало слова) или по значению. Главное, чтобы вы смогли детально представить тот образ, который у вас возникнет на тот или иной элемент. Конечно, у каждого человека ассоциации будут свои.

Например: мышьяк – мышка или баночка с отравой; ванадий – ванна; церконий – церковь; кальций – зуб; барий – барбариска; висмут – вискас; олово – оловянный солдатик; ртуть – градусник; фтор – зубная паста.

2. Связать ассоциации в цепочки – интересные истории. Можно придумать 12 цепочек – по рядам. И 13 цепочка свяжет строчки между собой – тогда вы точно не забудете их последовательность.

Приведу пример 8 строчки (8 цепочки):
В салат «Цезарь» (цезий) положили барбариску (барий). Эту барбариску проглотила красивая лань (лантан). От такой неожиданности лань загавкала (гафний) и с тех пор ее стали называть «лань по имени Гаф». Эта новость мгновенно распространилась с помощью барабанов тамтамов (тантал). В барабаны со всей дури бил волк (вольфрам – по-английски волк – вульф). Он так старался, что у него началась изжога и ему понадобилась таблетка «Рени» (рений). За этой таблеткой он пришел к ослу (осмий). Ну у кого же еще в лесу можно найти таблетку :)... Но осел был сладкоежкой, поэтому все таблетки он променял на ириски (иридий). А ириски были не простые, а модные и современные – на них вместо оберток были платья (платина).

Вот и запомнился 8 ряд: цезий – барий – лантан – гафний – тантал – вольфрам – рений – осмий – иридий – платина.

5.jpeg

Второй трюк – на помощь приходит число-буквенный код (ЧБК)

1. Освоить технологию ЧБК – кодирование чисел в образы (интересная технология, которая поможет вам запоминать любые числа. Например, даты истории, номера телефонов, номера регионов и многое другое). Мне повезло – я уже освоил ЧБК. Поэтому дальше запоминать таблицу мне было легко.

2. Каждое число (номер ячейки), точнее – его образ связываем с ассоциацией элемента.

Главное – как можно ярче представляйте себе то, что придумываете. Пусть в вашей картинке будет много цвета, действия и юмора. Тогда точно запомните!

Например: в лодке (29) сидит медведь (медь) и пытается своей большой лапой грести, т.к. не знает, как пользоваться веслом. Или так: рассыпалось дорогущее колье (12), которое взято на прокат, и его собирают магнитом (магний). Или так: ученые вывели новый сорт чеснока (47), который в середине имеет серебряную (серебро) сердцевину.

7.jpeg

Третий трюк – Химическая тройка Менделеева

Составляем цепочку из трех образов: номер ячейки – название элемента – атомная масса. Ну прямо как упряжка лошадей, сбруя – это крепкая связь между образами.

Получается примерно так. Я представляю, как кепку (15 – номер) с большим трудом натягиваю на светофор (фосфор), в светофор врезается утка (31 – масса), потерявшая управление.

В "Тетрис" (33 – номер) «режутся» мыши (мышьяк), а проигравший съедает сапог (75 – масса).

Топором (35 – номер) вскрыли упаковку с микстурой от кашля «Бромгексин», а там оказалось вино (80 – масса).

Помните, когда будете кодировать и связывать цепочки образов, что они должны идти строго по порядку, представляйте их слева направо или снизу вверх.

3.jpg

С учетом того, что я знал и умел уже кодировать числа через ЧБК, на запоминание таблицы Менделеева суммарно у меня ушло 2 часа.

Рекомендации:

1. Не забывайте делать перерывы – пусть мозг отдыхает.
2. Не пытайтесь выучить таблицу сразу всю. Закодируйте одну цепочку. Повторите. Закодируйте и запомните вторую. Повторите первую и вторую. Сделайте перерыв. Повторите. Закодируйте и запомните третью. Повторите первую, вторую и третью.
3. Как можно ярче представляйте себе те истории, которые вы придумываете. Если не получается представить – рисуйте.
4. Запомнив таблицу сегодня, это не значит, что вы вспомните ее на уроке или контрольной. Поэтому делайте режимы повторения. Повторяйте таблицу, когда едете в транспорте, идете по улице, стоите в очереди. Ваша задача довести эти знания до автоматизма.

Использование трюков мнемотехники значительно облегчит вашу школьную жизнь. Эх, жаль, что моя мама в свое время не знала о таких полезных приемах.

Илья Самойлов, ученик 7 класса



Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Как учить стихи быстро, легко и с удовольствием
Магазин программ
Читать полностью
Интеллект-карта как способ повышения эффективности работы с информацией
Магазин программ
Читать полностью
Каникулы Дядюшки Эйдоса: рабочая тетрадь
Магазин программ
Читать полностью
«Я не буду учить ваших детей читать!»
Скорочтение
Читать полностью
"Поиск девятого" для малышей
Разное
Читать полностью
Запоминание списков
Тренировка памяти
Читать полностью