Играть, чтобы учиться

Категория: Тренировка памяти
Скоро 1 сентября. Приятные хлопоты по экипировке детей к новому учебному году позади, но вас не оставляет беспокойство. Ведь еще немного и вновь начнутся мучения: волнения по поводу оценок, огромные домашние задания, на выполнения которых у ребенка уходит по 5 часов в день, вашему чаду придется заучивать новые правила, стихи, заполнять читательский дневник. Не удивительно, что от этого голова кругом не только у школьников, но и у их родителей. Кажется, что этому не будет конца, но выход есть. Как раз сейчас самое время подготовить ребенка к школьным нагрузкам, помочь улучшить память и скорость чтения, а значит – мышление.

с кубиком.jpg

Повторение – мать или мачеха?


Со школьной скамьи нам твердили: «Повторение – мать учения». Но при повторении человек напрягает в основном зрительную и слуховую память, а остальные каналы восприятия не задействованы, поэтому такая однобокая информация не облегчает, а осложняет работу мозга. Кроме того, зубрежка вызывает негативное отношение к учебе.

Однако многие учителя не задумываются над этим. Чаще дети слышат приказное: "запомни", а как это сделать им никто не объясняет. Повторение же повторению рознь. Механическая зубрежка - скорее мачеха учения. Но поскольку без повторения все-таки не обойтись, то его можно научиться использовать более эффективно. Дело в том, что между повторениями есть оптимальные промежутки: первый - через 15-20 минут (в этом промежутке не рекомендуется делать ничего сложного, например, решать задачи), второй - через 2 часа, третий - через 8 часов, потом - через 24 часа. Этот алгоритм нужно уметь объяснить ребенку и помочь ему делать повторения в нужное время.


Учимся под музыку


В "Аксонии"  разработано много интересных приемов, помогающих активизировать природные резервы и мобилизовать внутренние ресурсы, как у детей, так и у взрослых. При этом учитывается, что одни люди лучше воспринимают увиденное или прочитанное (зрительный тип), другие - услышанное (слуховой тип), третьи - записанное или произнесённое вслух (двигательный тип). Запоминая информацию, нужно делать ставку на свой вид памяти, но в то же время не забывать развивать и «слабые» стороны.

Для зрительного типа подойдет ставший в наши дни очень популярным метод тренировки памяти с помощью кодирования текста определёнными значками – пиктограммы. Они помогают усваивать большое количество данных, и особенно эффективны для школьников и студентов, которым необходимо постоянно запоминать множество данных.

С помощью зрительных образов и в игровой форме можно запомнить и таблицу умножения, которую многим школьникам задали учить на лето. Каждая цифра привязывается к образу животного, растения или птицы, которого напоминает. Возьмем: 5х6=30.
5 - это яблоко с листочком, 6 - улитка (туловище и сама ракушка), 30 - горы (в вершине можно найти цифру 3) и солнце.

Получается целая история: захватив с собой яблоко, улитка отправились в горы позагорать. Ребенок такую историю сразу запоминает, мы закрываем конечные цифры, а ребята говорят: горы и солнце - 30, потом закрываем первые цифры, они вспоминают: улитка и яблоко - 5х6. Потом они уже отказываются от картинок и переходят только к цифрам. 

ВсеЛучшД авг.2012.jpg



Овладев этим приемом, легко запоминаются и телефонные номера. Например, можно нарисовать при помощи условно изображенных цифр портрет: скажем, 7 - это бровь, нули - глаза, 6 - нос, 3 - ухо, 1 - рот и т.д. Нужно только запомнить, в какой последовательности читать эту картинку: сверху вниз, например, а потом слева направо.
Денис Харисов (9 лет) запомнил номер телефона, нарисовав шарж.

шарж - номер телефона Харисов денис, 9 л - копия.jpg 
Также запоминаются и словарные слова. Например, слово "собака". Просим ребенка нарисовать собаку в виде буквы "о" - допустим, свернувшуюся калачиком либо след лапы.

Женя Григорьев запомнил написание слов следующим образом:
яблоко, Григорьев Женя.jpg   сковорода, Григорьев Женя.jpg

Еще один прием подходит для слухового и двигательного типов. Чтобы запомнить текст или стихотворение, следует несколько раз повторить материал под музыку или пропеть его. Мелодия не отвлекает, а помогает усваивать материал. Тот же эффект дает настукивание ритма, жестикулирование или покачивание ногой.

Тем, у кого лучше развита слуховая память, подойдет метод звуковых ассоциаций. Классический пример - слово ВИНЕГРЕТ. Слуховая ассоциация "вина пьют негры и заедают винегретом из тазика" позволяет запомнить коварные буквы с первого раза.

Этим же методом пользуются при запоминании иностранных слов, когда к незнакомому слову подбирается русское созвучие. Так, английское слово tace (брать) созвучно с русским "тайком": "тайком собака взяла колбасу". В одном английском университете проводили эксперимент: две группы студентов должны были запомнить более 500 слов. Первая запоминала обычным способом, а вторая - при помощи звуковых ассоциаций. Выяснилось, что вторая запомнила слов в 1,5 раз больше.

Решаема и проблема с ударениями. Для лучшего их запоминания можно использовать рифмы. Никак не дающееся большинству ударение в глаголе "звонит" запоминаем так:. представляем, что "нам звонит Айболит" (в слове "Айболит" ударение падает на "и" и в слове "звонит" тоже). Или: "Съели торты - не налезли шорты", "туча намочила туфлю".

Это маленькая часть тех приемов, которым мы учим и детей, и взрослых в нашей школе. Кстати, методика работы со зрительными и слуховыми образами очень много дает обучающимся. После прохождения программ, они легко запоминают нужную информацию, без труда заучивают стихи, правила, формулы, географические названия, исторические даты.

Статья "Аксония. Челябинск" / Журнал "Все лучшее - детям", август, 2012 
Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Подборка скороговорок
Скорочтение
Читать полностью
Числовой филворд на внимание
Тренировка внимания
Читать полностью
Наложенные или зашумленные изображения
Тренировка внимания
Читать полностью
На что похожа цифра?
Тренировка памяти
Читать полностью
Работа с текстом: антиципация
Скорочтение
Читать полностью
Назови фигуру
Тренировка внимания
Читать полностью