«Я не буду учить ваших детей читать!»

Категория: Скорочтение
Такое заявление от педагога интеллектуального курса для дошкольников вызывает у родителей вполне объяснимое недоумение: «А зачем тогда ваш курс?».
Давайте я объясню, чем же мы занимаемся с дошкольниками и почему я категорически против того обучения чтению, которое предлагают большинство программ. И если Вам откликнется моя принципиальная позиция по этому вопросу, то я с радостью жду ваших детей на занятия.

Итак, давайте ответим на самый важный вопрос: что есть чтение?

аксония_дошкольники (1).JPG

Есть записанная значками-буквами информация. Есть человек, который воспринимает эти значки и расшифровывает (декодирует) их содержание, значения, смыслы. Эти смыслы и значения складываются в единую смысловую цепочку. Из таких смысловых цепочек в итоге получается «фильм», который читающий просматривает в своём воображении одновременно с процессом чтения (расшифровки, декодирования).

И только в этом случае, когда получается одновременно расшифровать значки и воссоздать их в своём воображении в виде фильма, мы получаем от процесса чтения радость, удовольствие, осмысленность. Только в этом случае нам становится понятен смысл этого великого процесса расшифровки знаков. Только в этом случае чтение сопровождается позитивными эмоциями. Только в этом случае мы начинаем любить чтение, чувствуя себя творцами той реальности, которую создаёт наше воображение на основе прочитанного. По-другому быть просто не может. Это факт, который есть в природе как данность и который необходимо принять и учесть, если мы хотим, чтобы наши дети полюбили чтение и радовались этому процессу.

Обучая детей механическому, неосмысленному озвучиванию написанного, нелепо ждать от них любви и радости к чтению. Детям такой процесс зачастую кажется скучным и бессмысленным. Их мозг ещё в силу объективных физиологических причин не созрел для декодирования знаков. Именно поэтому я не учу дошкольников читать.

На занятиях мы занимаемся увеличением объема памяти, развиваем воображение и речь, придумываем красивые и весёлые рассказы, развиваем умение ориентироваться в пространстве телом, развиваем умение ориентироваться в пространстве листа ведущей рукой, учимся зашифровывать пиктограммами различные предметы, явления, действия, а потом учимся расшифровывать закодированную пиктограммами информацию, делаем ведущую руку уверенной и расслабленной, запоминаем при помощи эмоций и тела много стихов, познаём мир с помощью радости и удовлетворенного удивления и любопытства.

аксония_развитие дошкольников.JPG

А потом происходит волшебное ВДРУГ, и ребёнок начинает САМ читать. На самом деле это просто созрел мозг и сложились все необходимые для радостного чтения условия.
И начинаем мы читать не с озвучивания написанной буквы, а с воспроизведения смыслов.

Например, есть буква А. Она не имеет смысла сама по себе. Это просто знак, обозначающий набор звуков (от чётко слышимого ударного [а], до сильно редуцированного [ъ]).

Но та же записанная буква А может нести разные смыслы.

АААА!- страх.
Аааа… - понимание.
А? – вопрос.
А?! – угроза.

И когда мы с помощью этой буквы и знаков препинания понимаем, как можно зашифровать и воспроизвести эти смыслы, то мы можем говорить об уже осмысленном письме и чтении. А именно такое чтение мы связываем с радостью и удовольствием. И именно таким чтением мы будем заниматься на наших занятиях, когда дети будут готовы к нему.

Ольга Баркова,
инструктор академии "Аксония", специалист по раннему развитию,
автор и ведущая курса "Загадки дядюшки Эйдоса" для детей 4-6 лет

Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Как учить стихи быстро, легко и с удовольствием
Магазин программ
Читать полностью
Интеллект-карта как способ повышения эффективности работы с информацией
Магазин программ
Читать полностью
Каникулы Дядюшки Эйдоса: рабочая тетрадь
Магазин программ
Читать полностью
«Я не буду учить ваших детей читать!»
Скорочтение
Читать полностью
"Поиск девятого" для малышей
Разное
Читать полностью
Запоминание списков
Тренировка памяти
Читать полностью