Подготовка ребенка к школе

Категория: Разное

Мама, папа, я есть! Вот только где?

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.

Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура, ура, ура!

Эти строчки Валентина Берестова еще недавно (каких-то лет 20-25 назад) отражали всю суть и содержание распрекрасной и развесёлой детской жизни. Мы играли с утра до вечера, и самой неприятной «неожиданностью» для многих из нас была фраза мамы или папы: «Домой!». А наказание улицей – невыносимая жестокость. Именно жестокость – ведь нас лишали главного источника радости, сил, наслаждения жизнью: игры с друзьями, приятелями, товарищами.

1.Aksonia.jpg

Времена поменялись. Всё реже можно встретить во дворах самостоятельно играющих школьников. А про дошкольников и говорить не приходится. Причин этому много: компьютерные игры, загруженность детей развивающими занятиями, невроз «образовывай, а то не успеешь», боязнь родителей отпускать ребёнка гулять одного и т.д. Последствия этого очевидны: проблемы в общении со сверстниками, обесценивание дружбы, несамостоятельность, безответственность, слабо развитое ситуативное мышление, низкий энергетический тонус, низкая учебная мотивация, размытые жизненные установки, низкая самооценка и вера в свои силы – всё это не первый год озвучивают воспитатели, психологи, исследователи. И внимательные родители, безусловно, замечают эту печальную тенденцию. А выход-то ведь есть!

Для иллюстрации рассмотрим одно из многих самых важных и нужных в обучении и жизни умений – умение ориентироваться в пространстве и времени. Как оно зарождается, формируется и реализуется в жизни и обучении. Представим, что испытывает малыш, знакомясь с миром (несмотря на то, что дальнейшее повествование идёт от имени малыша, его содержание опирается на систему становления пространственных отношений, описанную учёными-нейропсихологами).

2_deti.jpg

Я родился… Я есть! Я себя чувствую! Я чувствую собственное тело!

Что мне в этом помогает? Голод заставляет бурлить животик и криком заглушать эти звуки. Газики-проказники, доставляющие маме с папой столько хлопот, невыносимо больно скручивают меня. Складки пелёнок-распашонок натирают мою кожу. Мокрые пелёнки дают сначала тепло, а потом холод (хотя бы днём не надевайте на меня памперсы, пожалуйста!). Мама и папа берут меня на ручки, преодолевая то ужасное притяжение, которое распластало моё тело после рождения. Я умею то напрягаться до красноты и кричать что есть сил, то расслабляться и довольно агукать. Все эти ощущения – начало моего образования, мои младенческие институты. И эти ощущения позволяют мне почувствовать моё тело и осознать: Я есть! И теперь нужно понять – где?

3_11.jpg

Чтобы понять где, нужно продолжать образование. Однажды я сяду и замечу предметы и людей вокруг меня. Я буду внимательно наблюдать за ними и осознавать, что они то приближаются ко мне, то отдаляются от меня. То приходят откуда-то со стороны. А однажды, уронив случайно из кроватки погремушку, я замру от восторга, осознав, что есть верх и низ. И буду ронять погремушки бесконечно и самозабвенно, восхищённый радостью открытия. И ещё впервые осознаю, что такое раздражение, потому что все взрослые рано или поздно устают поднимать погремушки с полу и отдавать их ребёнку. И я буду настойчиво отстаивать своё право на открытия чудесностей этого мира. И весьма вероятно, что в этом случае я отстою его. Но, чтобы часто не поднимать игрушки, меня выпустят на пол: лежать на животике, переворачиваться, сидеть и падать, примагничиваясь к земле. Ой, сколько всего есть высокого! Например, сидящий я – это высоко, а упавший – низко.

А потом я поползу. Я доберусь туда, куда только поглядывал с любопытством. Это так далеко и так интересно. И я всем своим телом, которое так любят носить на ручках мама с папой, почувствую, что значит взять то, что близко, и что значит добраться до того, что далеко.

4.jpg

И я буду пытаться вставать на ножки, чтобы достать то, что высоко. Буду тянуться изо всех сил. И изо всех сил буду злиться и отчаиваться, если не получается. И всем своим телом я пойму простую мудрость: хочешь дотянуться до высокого – либо расти, либо зови на помощь, либо используй то, что есть вокруг – например, табуретку. Мама, ну почему ты сердишься?

Ведь я молодец! Я залез высоко и достал! Нельзя лезть высоко? Надо обдумать это и поплакать от разочарования.

И вот я уже стою крепко на ножках и пытаюсь ходить. И стена, шкаф, кроватка позади поддерживают меня и не дают упасть. И мама с папой берут меня за ручки и водят меня, шагая за мной. И я узнаю, что оказывается мир есть не только впереди меня, но и позади. И вот уже иногда мне страшно – кто ж оттуда, сзади, может появиться неожиданно? Я же не вижу, что там! И тело моё сжимается от неожиданного появления сзади кошки, собаки или дедушки. А я учусь реагировать на такие неожиданности: реву, не обращаю внимания или удираю со всех ладошек и коленок, потому что так мне пока удобней. И это тоже моё образование, мой сценарий жизни, моя схема, которую я, вероятнее всего, буду использовать всю жизнь.

19.jpg

И всему этому меня учит моё тело. И мама с папой, которые много-много со мной разговаривают и всё мне рассказывают: что далеко – что близко; что высоко – что низко.

Мы много играем с мамой и папой.

Катаем круглый большой мяч. Так здорово обхватить его ладошками, когда он прикатится ко мне! А сколько сил мне надо, чтобы толкнуть его от себя! И физических, и моральных – ну как можно оттолкнуть такой чудесный мяч? Пусть он будет мой! Тогда как играть? Придётся делиться, отталкивать от себя, отдавать.

А с папой мы строим высокие башни из кубиков. Кубик не получается катать, как мячик. Папа говорит, что уголки мешают. Он такой умный! А вот из мячиков не получается построить даже маленькую башню. Он катится и всё, потому что круглый. Я тоже умный! Как папа!

88.jpg

Ещё папа сделал мне горку из гладильной доски. И с неё так здорово вниз съезжают машинки, так быстро разгоняются! Врезаются в другие машины, в кресло! Такой грохот! А вот вверх почему-то не хотят въезжать. Опять приходится трудиться, чтобы туда попасть. Значит, вверх всегда труднее, чем вниз. Всегда приходится трудиться.

А мама решила понести меня в какую-то школу. Там смешная тётя тыкала палочкой в какие-то значки на стене и просила нас петь вместе с ней. Не понимаю, что за красота от этих значков? Игрушки-то интереснее. Пусть приходит ко мне, я ей дам поиграть своими кубиками, машинками и горкой. Но в школе мне понравилось. Там я такое узнал! Оказывается, есть большие, как мама и папа, и маленькие, как я. Папа сказал маме, чтобы больше не водила меня в эту школу и не засоряла мне мозги. А я хочу туда, потому что дома у нас маленьких нет. А мне хочется с ними играть. Я бы им тоже дал свои игрушки.

6944225_xl.jpg

Но долго жалеть не пришлось. Мы с мамой пошли гулять на детскую площадку. А там столько всего! И маленьких много, и побольше, и лесенки, и качели, и песочница. Здравствуй, большой мир! Я иду к тебе играть!

Итак, ведомый жаждой познания малыш идёт в большой мир. А дальше всё зависит от того, что ему позволят взрослые. Куда направят они вектор его развития, его образования? Насколько будут они верить в его силы и способности? Насколько здраво и ответственно будут относиться к праву ребёнка на игру как единственно возможному гармоничному способу познания мира в дошкольном возрасте?

DSC_0488.jpg

Что же касается пространственных отношений, то они тоже отлично формируются в игре. Ведь малыш нам уже «рассказал», как он познавал мир через собственное тело, через ощущения. И очевидно, что чем активнее он двигается, тем интенсивнее и продуктивнее процесс познания. А уж как активно дети двигаются в игре, знают все без исключения.

Какие игры развивают пространственное мышление? «Краски», «Жмурки», «Переход через границу», «Кондалы», «Путаница», «Золотые ворота» и многие другие.

Если ребёнок не овладел навыками ориентации в пространстве до школы, то его неизбежно ожидают трудности, которые, по сути, являются нелепыми, так как их в большинстве своём можно было бы избежать, если бы ребёнку просто доверили и позволили исследовать мир, общаться со сверстниками и заниматься главным делом дошкольника – игрой.

DSC_0535.jpg

Какие это трудности?

1.     Дети путают схожие в написании буквы (к-х, б-в, д-у, ш-щ-и);
2.     Пропускают или дописывают лишние элементы у букв;
3.     Пишут буквы в другую сторону;
4.     Не умеют ориентироваться на листе бумаги (верх/низ, право/лево, поля);
5.     Не понимают понятия «сначала/потом», «вчера/сегодня/завтра»;
6.     Затрудняются работать с числовой прямой, определять направление счётных операций (сложение-вычитание);
7.     Не понимают разрядное строение числа (принцип «сначала записываем десятки, потом единицы»);
8.     Вызывает затруднение использование и понимание пространственных приставок (въехать-выехать-объехать-подъехать и т.д.), предлогов (от школы – к школе – в школе – около школы и т.д.), наречий (вверх/вниз, вправо/влево, назад/вперёд).
9.     Серьёзные трудности испытывают в понимании задач из предложений с непрямым порядком слов (Маша младше Димы. Кто старший? Лена сделала уроки после того, как погуляла с шариком. Что Лена сделала сначала?) и т.д.

А ведь это только часть неприятностей, связанных с несформированными пространственными представлениями. И ещё раз заметим: если организовать жизнь своего ребёнка так, что в ней будут друзья, игры до упаду, и вера родителей в своего ребёнка и их любовь, то этих трудностей станет гораздо меньше.

Хороших друзей и весёлых игр нашим детям!

Ольга Баркова, инструктор Академии «Аксония. Челябинск», специалист по раннему развитию

Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Подборка скороговорок
Скорочтение
Читать полностью
Числовой филворд на внимание
Тренировка внимания
Читать полностью
Наложенные или зашумленные изображения
Тренировка внимания
Читать полностью
На что похожа цифра?
Тренировка памяти
Читать полностью
Работа с текстом: антиципация
Скорочтение
Читать полностью
Назови фигуру
Тренировка внимания
Читать полностью