
Для иллюстрации рассмотрим одно из многих самых важных и нужных в обучении и жизни умений – умение ориентироваться в пространстве и времени. Как оно зарождается, формируется и реализуется в жизни и обучении. Представим, что испытывает малыш, знакомясь с миром (несмотря на то, что дальнейшее повествование идёт от имени малыша, его содержание опирается на систему становления пространственных отношений, описанную учёными-нейропсихологами).
Что мне в этом помогает? Голод заставляет бурлить животик и криком заглушать эти звуки. Газики-проказники, доставляющие маме с папой столько хлопот, невыносимо больно скручивают меня. Складки пелёнок-распашонок натирают мою кожу. Мокрые пелёнки дают сначала тепло, а потом холод (хотя бы днём не надевайте на меня памперсы, пожалуйста!). Мама и папа берут меня на ручки, преодолевая то ужасное притяжение, которое распластало моё тело после рождения. Я умею то напрягаться до красноты и кричать что есть сил, то расслабляться и довольно агукать. Все эти ощущения – начало моего образования, мои младенческие институты. И эти ощущения позволяют мне почувствовать моё тело и осознать: Я есть! И теперь нужно понять – где?
А потом я поползу. Я доберусь туда, куда только поглядывал с любопытством. Это так далеко и так интересно. И я всем своим телом, которое так любят носить на ручках мама с папой, почувствую, что значит взять то, что близко, и что значит добраться до того, что далеко.
Ведь я молодец! Я залез высоко и достал! Нельзя лезть высоко? Надо обдумать это и поплакать от разочарования.
И вот я уже стою крепко на ножках и пытаюсь ходить. И стена, шкаф, кроватка позади поддерживают меня и не дают упасть. И мама с папой берут меня за ручки и водят меня, шагая за мной. И я узнаю, что оказывается мир есть не только впереди меня, но и позади. И вот уже иногда мне страшно – кто ж оттуда, сзади, может появиться неожиданно? Я же не вижу, что там! И тело моё сжимается от неожиданного появления сзади кошки, собаки или дедушки. А я учусь реагировать на такие неожиданности: реву, не обращаю внимания или удираю со всех ладошек и коленок, потому что так мне пока удобней. И это тоже моё образование, мой сценарий жизни, моя схема, которую я, вероятнее всего, буду использовать всю жизнь.
Мы много играем с мамой и папой.
Катаем круглый большой мяч. Так здорово обхватить его ладошками, когда он прикатится ко мне! А сколько сил мне надо, чтобы толкнуть его от себя! И физических, и моральных – ну как можно оттолкнуть такой чудесный мяч? Пусть он будет мой! Тогда как играть? Придётся делиться, отталкивать от себя, отдавать.
А с папой мы строим высокие башни из кубиков. Кубик не получается катать, как мячик. Папа говорит, что уголки мешают. Он такой умный! А вот из мячиков не получается построить даже маленькую башню. Он катится и всё, потому что круглый. Я тоже умный! Как папа!
А мама решила понести меня в какую-то школу. Там смешная тётя тыкала палочкой в какие-то значки на стене и просила нас петь вместе с ней. Не понимаю, что за красота от этих значков? Игрушки-то интереснее. Пусть приходит ко мне, я ей дам поиграть своими кубиками, машинками и горкой. Но в школе мне понравилось. Там я такое узнал! Оказывается, есть большие, как мама и папа, и маленькие, как я. Папа сказал маме, чтобы больше не водила меня в эту школу и не засоряла мне мозги. А я хочу туда, потому что дома у нас маленьких нет. А мне хочется с ними играть. Я бы им тоже дал свои игрушки.
Итак, ведомый жаждой познания малыш идёт в большой мир. А дальше всё зависит от того, что ему позволят взрослые. Куда направят они вектор его развития, его образования? Насколько будут они верить в его силы и способности? Насколько здраво и ответственно будут относиться к праву ребёнка на игру как единственно возможному гармоничному способу познания мира в дошкольном возрасте?
Какие игры развивают пространственное мышление? «Краски», «Жмурки», «Переход через границу», «Кондалы», «Путаница», «Золотые ворота» и многие другие.
Если ребёнок не овладел навыками ориентации в пространстве до школы, то его неизбежно ожидают трудности, которые, по сути, являются нелепыми, так как их в большинстве своём можно было бы избежать, если бы ребёнку просто доверили и позволили исследовать мир, общаться со сверстниками и заниматься главным делом дошкольника – игрой.
1. Дети путают схожие в написании буквы (к-х, б-в, д-у, ш-щ-и);
2. Пропускают или дописывают лишние элементы у букв;
3. Пишут буквы в другую сторону;
4. Не умеют ориентироваться на листе бумаги (верх/низ, право/лево, поля);
5. Не понимают понятия «сначала/потом», «вчера/сегодня/завтра»;
6. Затрудняются работать с числовой прямой, определять направление счётных операций (сложение-вычитание);
7. Не понимают разрядное строение числа (принцип «сначала записываем десятки, потом единицы»);
8. Вызывает затруднение использование и понимание пространственных приставок (въехать-выехать-объехать-подъехать и т.д.), предлогов (от школы – к школе – в школе – около школы и т.д.), наречий (вверх/вниз, вправо/влево, назад/вперёд).
9. Серьёзные трудности испытывают в понимании задач из предложений с непрямым порядком слов (Маша младше Димы. Кто старший? Лена сделала уроки после того, как погуляла с шариком. Что Лена сделала сначала?) и т.д.
Хороших друзей и весёлых игр нашим детям!
Ольга Баркова, инструктор Академии «Аксония. Челябинск», специалист по раннему развитию