Кто же такой дядюшка Эйдос?

Категория: Разное
Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Увидит старик – старика,
Ребенок – ребенка во мне.
Глубокое, как река,
Я дома вишу на стене.

Известно, что на востоке зеркало является атрибутом мудреца, который проявляет свой ум на манер зеркала, то есть беспристрастно отражает предметы, события и явления окружающего мира.
Так и взаимоотношения ребёнка с зеркалом – это развитие его самоидентификации и мировосприятия в милой и забавной миниатюре.
Шестимесячный малыш, впервые поймавший свой взгляд в зеркале, весьма оживлённо и заинтересовано реагирует на своё отражение. Затем он замечает отражение в зеркале мамы, которая его держит на ручках. Кто проживал этот момент, вряд ли когда-нибудь забудет этот удивленный взгляд ребёнка то на маму, то на её отражение в зеркале. Какой восторг вызывает у взрослого так чётко отражаемые на личике малыша удивление, изумление и интерес – вот она, логическая операция сравнения в первозданном вид.

deti_zerk.jpg

И если в этот момент потрогать ребёнка за ушки, надавить на кончик носа (Биип!) или намазать его чем-то ярким, мы просто увидим и почувствуем всполохи мысли, её энергию и стремление понять, кто же это на ручках у мамы? А как малыш общается со своим отражением! Какое богатство эмоций, интонаций, мимики мы наблюдаем в эти моменты. И постепенно перед нами разворачивается процесс осознания и приятия образа своего Я, образа себя. И мы видим, как велико желание ребёнка, чтобы этот образ был позитивным. Ведь как только мы подносим к зеркалу плачущего малыша, он раздражённо отворачивается от него или сразу начинает улыбаться. Психологи советуют подносить ребёнка к зеркалу только тогда, когда он в хорошем настроении, чтобы самовосприятие его было позитивным, а самооценка не заниженной.

Малыш-ползунок 8 месяцев активно играет с зеркалом, наблюдает за своими движениями, мимикой, целует себя в зеркале, пытается потрогать, разговаривает со своим отражением. И это колоссальная работа по созданию и осмыслению своего образа. И возможна ли такая работа без действия, без эмоций? Даже мысль об этом смешна и абсурдна. Трудно представить себе такую ситуацию, в которой взрослый вместо деятельности и радости ребёнка посадит его, предложит рассматривать картинки-фотографии и будет объяснять: «Это ты».

идем образ мы искать.jpg

И вот около года малыш пошёл. Движения его стали разнообразнее, ловчее. Изменился в сторону увеличения диапазон взаимодействия с миром: от сидячих 90 градусов, до вертикальных 180. Изменился и образ ребёнка в зеркале. И вот это соотнесение изменившихся самоощущений и своего образа и позволяет ребёнку осознать, что там, в зеркале:

Я! Не кто-нибудь другой!
Я! Вот этот! Сам собой!
Не Маруся!
И не Вовик!
Не соседский пудель Бобик!
Я! Из всех моих друзей!
Я у мамочки моей!
Я родился!
Есть!
И буду!
Вот
         какое
                   в мире
                               ЧУДО! (М. Яснов)

Вот так волшебно из ощущений, наблюдений и активного действия складывается образ себя, потом формируется понятие-представление о себе. И совсем скоро придёт тот момент, когда всё это получит ёмкую и чёткую вербализацию (языковое означивание) – Я. Простое, коротенькое слово. А какая колоссальная работа проделана маленьким исследователем! Остаётся только восхищаться мудростью того, кто создал человека и наделил его таким инструментом познания.

И зеркало – восхитительный инструмент, помогавший малышу в этом гармоничном труде познания и осознания себя, конечно, попало в поле нашего внимания. И мы решили, что это волшебный проводник образов. Изумительная метафора, позволяющая понять, как создаются образы человеком, как они им осмысляются, как попадают через активное действие и эмоциональное отношение в сознание и запечатлеваются там.

Поэтому наш Дядюшка Эйдос, который будет помогать ребятам играть с образами, и есть волшебное зеркало, отражающее наш способ познания мира. И в нём отразиться и образуется всё: и явления мира, и наше настроение, и наше отношение ко всему. Пусть оно будет радостным и позитивным!

Ольга Баркова, инструктор, специалист по раннему развитию Академии "Аксония. Челябинск"

Программа для детей 4-6 лет «Загадки дядюшки Эйдоса»
Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Подборка скороговорок
Скорочтение
Читать полностью
Числовой филворд на внимание
Тренировка внимания
Читать полностью
Наложенные или зашумленные изображения
Тренировка внимания
Читать полностью
На что похожа цифра?
Тренировка памяти
Читать полностью
Работа с текстом: антиципация
Скорочтение
Читать полностью
Назови фигуру
Тренировка внимания
Читать полностью