Кто же такой дядюшка Эйдос?

Категория: Разное
Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Увидит старик – старика,
Ребенок – ребенка во мне.
Глубокое, как река,
Я дома вишу на стене.

Известно, что на востоке зеркало является атрибутом мудреца, который проявляет свой ум на манер зеркала, то есть беспристрастно отражает предметы, события и явления окружающего мира.
Так и взаимоотношения ребёнка с зеркалом – это развитие его самоидентификации и мировосприятия в милой и забавной миниатюре.
Шестимесячный малыш, впервые поймавший свой взгляд в зеркале, весьма оживлённо и заинтересовано реагирует на своё отражение. Затем он замечает отражение в зеркале мамы, которая его держит на ручках. Кто проживал этот момент, вряд ли когда-нибудь забудет этот удивленный взгляд ребёнка то на маму, то на её отражение в зеркале. Какой восторг вызывает у взрослого так чётко отражаемые на личике малыша удивление, изумление и интерес – вот она, логическая операция сравнения в первозданном вид.

deti_zerk.jpg

И если в этот момент потрогать ребёнка за ушки, надавить на кончик носа (Биип!) или намазать его чем-то ярким, мы просто увидим и почувствуем всполохи мысли, её энергию и стремление понять, кто же это на ручках у мамы? А как малыш общается со своим отражением! Какое богатство эмоций, интонаций, мимики мы наблюдаем в эти моменты. И постепенно перед нами разворачивается процесс осознания и приятия образа своего Я, образа себя. И мы видим, как велико желание ребёнка, чтобы этот образ был позитивным. Ведь как только мы подносим к зеркалу плачущего малыша, он раздражённо отворачивается от него или сразу начинает улыбаться. Психологи советуют подносить ребёнка к зеркалу только тогда, когда он в хорошем настроении, чтобы самовосприятие его было позитивным, а самооценка не заниженной.

Малыш-ползунок 8 месяцев активно играет с зеркалом, наблюдает за своими движениями, мимикой, целует себя в зеркале, пытается потрогать, разговаривает со своим отражением. И это колоссальная работа по созданию и осмыслению своего образа. И возможна ли такая работа без действия, без эмоций? Даже мысль об этом смешна и абсурдна. Трудно представить себе такую ситуацию, в которой взрослый вместо деятельности и радости ребёнка посадит его, предложит рассматривать картинки-фотографии и будет объяснять: «Это ты».

идем образ мы искать.jpg

И вот около года малыш пошёл. Движения его стали разнообразнее, ловчее. Изменился в сторону увеличения диапазон взаимодействия с миром: от сидячих 90 градусов, до вертикальных 180. Изменился и образ ребёнка в зеркале. И вот это соотнесение изменившихся самоощущений и своего образа и позволяет ребёнку осознать, что там, в зеркале:

Я! Не кто-нибудь другой!
Я! Вот этот! Сам собой!
Не Маруся!
И не Вовик!
Не соседский пудель Бобик!
Я! Из всех моих друзей!
Я у мамочки моей!
Я родился!
Есть!
И буду!
Вот
         какое
                   в мире
                               ЧУДО! (М. Яснов)

Вот так волшебно из ощущений, наблюдений и активного действия складывается образ себя, потом формируется понятие-представление о себе. И совсем скоро придёт тот момент, когда всё это получит ёмкую и чёткую вербализацию (языковое означивание) – Я. Простое, коротенькое слово. А какая колоссальная работа проделана маленьким исследователем! Остаётся только восхищаться мудростью того, кто создал человека и наделил его таким инструментом познания.

И зеркало – восхитительный инструмент, помогавший малышу в этом гармоничном труде познания и осознания себя, конечно, попало в поле нашего внимания. И мы решили, что это волшебный проводник образов. Изумительная метафора, позволяющая понять, как создаются образы человеком, как они им осмысляются, как попадают через активное действие и эмоциональное отношение в сознание и запечатлеваются там.

Поэтому наш Дядюшка Эйдос, который будет помогать ребятам играть с образами, и есть волшебное зеркало, отражающее наш способ познания мира. И в нём отразиться и образуется всё: и явления мира, и наше настроение, и наше отношение ко всему. Пусть оно будет радостным и позитивным!

Ольга Баркова, инструктор, специалист по раннему развитию Академии "Аксония. Челябинск"

Программа для детей 4-6 лет «Загадки дядюшки Эйдоса»
Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Как учить стихи быстро, легко и с удовольствием
Магазин программ
Читать полностью
Интеллект-карта как способ повышения эффективности работы с информацией
Магазин программ
Читать полностью
Каникулы Дядюшки Эйдоса: рабочая тетрадь
Магазин программ
Читать полностью
«Я не буду учить ваших детей читать!»
Скорочтение
Читать полностью
"Поиск девятого" для малышей
Разное
Читать полностью
Запоминание списков
Тренировка памяти
Читать полностью