Эйдетика, на помощь!

Категория: Разное
У ребёнка-крокодилёнка
На учёбу ушла вся силёнка.
Ах, родители-крокодители,
Пожалейте крокодилёнка!
(П. Синявский)

До боли знакомая картинка описана в песне П. Синявского «Крокодилёнок»: зелёноватый от учёбы ребёнок не запоминает и не понимает, чего от него хотят педагоги и родители. А главное – зачем это нужно ему?
И ведь абсолютно справедливы и мудры размышления родителей о том, что сейчас нужно обязательно уметь работать с информацией, которой с каждым днём становится всё больше и больше, и, более того, увеличение информационного потока носит поистине лавинообразный характер.
aidetika_1.jpg

Как же так получается, что дети, в принципе настроенные на познание мира, «зеленеют», как крокодилята, от самого процесса познания? И можем ли мы, родители, педагоги, помочь нашим ребятам радоваться новым знаниям о мире, а не «зеленеть у зеленой доски»? Без сомнения, взрослые просто обязаны искать выход из этой ситуации, чтобы детство наших детей стало действительно золотой порой, неиссякаемым источником их ресурсов на всю дальнейшую жизнь.

Проверенная временами мудрость «всему своё время, и время всякой вещи под солнцем» работает и в педагогике, и в психологии. Специалисты выделяют периоды развития в жизни человека, когда наступает самое благоприятное, заложенное самой природой время для освоения каких-либо видов деятельности и гармоничного развития всех функций организма.

aidetika_2.jpg

Так с 4,5 до 7 лет активно развивается правое (образное) полушарие человека. Ребёнок воспринимает мир целостными картинками на основе образов, движений, эмоций, ритма, интуиции, интегрированного мышления. Это время, когда он радостно и с большой охотой учится всему через игру, создавая целые миры, давая волю своему воображению, творя без границ, если ему, конечно, не мешать. Вот здесь и нужно взрослым искать ключик к эффективному образованию дошкольника.

aidetika_3.jpg

Когда же мы лишаем процесс образования творчества, то, по сути, навязываем ребёнку повторение за нами по принципу «Делай как я!». Доверяя взрослым, дошкольник, безусловно, будет пытаться повторять, активизируя работу левого полушария, чьё время ещё не пришло, и не используя ресурсы правого, чьё время пройдёт без востребования. Действуя под руководством взрослого против природы, что получит ребёнок? Трудности в понимании и освоении учебного материала, которые рождают страх ошибиться и не соответствовать тому, за кем повторяет старательный дошкольник. Страх ошибки и несоответствия вызовет нервное напряжение и перенапряжение, создаст телесные зажимы и, как следствие, потерю веры в свои силы, проблемы со здоровьем, мотивацией, концентрацией, вниманием и т.д. Да и доверие к взрослым вряд ли сохранится. Но ведь, мечтая дать своему любимому ребёнку хорошее образование, мы не к этому стремимся! Мы хотим вырастить наших детей здоровыми, жизнерадостными, творческими, смелыми, решительными, успешными, счастливыми.

aidetika_4.jpg

И справиться с этой высокой и благородной задачей поможет нам одно из направлений практической психологии – эйдетика. Это слово имеет греческие корни: эйдос – значит образ. Сравните наше русское слово ОБРАЗование! Как оно отражает всю суть этого бесконечного и увлекательного в течение всей человеческой жизни процесса! И что есть образование? Если говорить упрощённо, то это процесс, в основе которого лежат образы: их создание, осмысление, усвоение, взаимосвязи и передача. Иными словами, не может быть образования без образов. А эйдетика – методика образного воображения – разрабатывает инструментарий для любого обучения в любом возрасте, помогая обрабатывать любую информацию легко, быстро, надёжно и эффективно. В результате развивается воображение, интуиция, творческие способности, положительная самооценка, позитивное мышление, сохраняется и укрепляется здоровье.

aidetika_5.jpg

Именно инструментарий эйдетики, на наш взгляд, эффективен в обучении человека любого возраста, а в обучении ребёнка тем более. Ведь дети так любят играть! А игра и есть полёт воображения, фантазии, создание образов и масса положительных эмоций. И именно такие образы, замешанные на радости, любознательности и энергии познания, складываются в копилку долговременной творческой памяти, которая и станет неиссякаемым источником ресурсов всю долгую, яркую и счастливую жизнь наших детей.

Узнать о программах Академии "Аксония"

Автор статьи: Ольга Баркова, инструктор Академии "Аксония. Челябинск", специалист по раннему развитию детей

Поделись с друзьями!
Назад к списку статей

Другие статьи

Как учить стихи быстро, легко и с удовольствием
Магазин программ
Читать полностью
Интеллект-карта как способ повышения эффективности работы с информацией
Магазин программ
Читать полностью
Каникулы Дядюшки Эйдоса: рабочая тетрадь
Магазин программ
Читать полностью
«Я не буду учить ваших детей читать!»
Скорочтение
Читать полностью
"Поиск девятого" для малышей
Разное
Читать полностью
Запоминание списков
Тренировка памяти
Читать полностью